Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей. Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей.
Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны только на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять. По-видимому, родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные выводы. Конечно, определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего надзора за ними со стороны родителей, который – нередко отсутствует. Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка. В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы, но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в дорожном движении.
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как:
- незрелость;
- неспособность правильно оценивать обстановку;
- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- переоценка своих возможностей;
- специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения.
Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:
- остановиться на обочине;
- посмотреть в обе стороны;
- перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
- переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;
- идти, но ни в коем случае не бежать;
- переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора;
- на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
- переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали;
- если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать; маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку;
- надо научить ребенка не поддаваться "стадному" чувству при переходе улицы группой;
- детям нельзя играть близи проезжей части особенно с мячом;
- в темное время суток необходимо ребёнка обозначить световозвращающими элементами.
Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению. Старших детей необходимо научить присматривать за младшими. При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа. Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде.
Чтобы не стать участником ДТП водителю и пешеходу необходимо не забывать об элементарных требованиях Правил дорожного движения. Превышение скорости, нарушение правил обгона, управление в нетрезвом состоянии, переход проезжей части дороги в неустановленном для этого месте, не обозначение пешехода в темное время суток световозращающими элементами – вот основные причины ДТП.
Учитывая осложнение погодных условий, Госавтоинспекция просит всех участников дорожного движения принять необходимые меры безопасности: пешеходам – не выходить внезапно на дорогу, а во время ее перехода учитывать состояние дорожного покрытия и расстояние до приближающего транспорта. Водителям следует выбирать безопасную скорость и дистанцию движения, не прибегать к резкому торможению и рискованным движениям.
Правила дорожного движения-закона улиц и дорог
На улицах городов пешеходы ходят только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать людям, идущим навстречу.
Улицы переходят по подземным или надземным пешеходным переходам, по пешеходным переходам, где есть так называемая «зебра» и знак «Пешеходный переход».
При переходе улицы необходимо сначала посмотреть налево, в сторону приближающихся транспортных средств затем остановиться и убедиться, что тебя видят и пропускают и только потом начать переход, дойдя до середины, приостановиться, затем посмотреть направо, и если путь свободен, то можно закончить переход.
Если улицу перейти Вы не успели, то нужно остановиться на островке безопасности. Если улица имеет одностороннее движение, то при переходе ее надо все время смотреть в сторону, откуда движутся транспортные средства. На улицах и дорогах, где движение регулируется. надо внимательно следить за сигналами светофора и регулировщика, за сигналами пешеходного светофора, а при приближении транспортного средства, имеющего специальную окраску и подающего специальный звуковой сигнал и (или) световой мигающий сигнал красного или синего цвета, немедленно освободить проезжую часть.
Переходить проезжую часть можно только при зеленом-разрешающем сигнале светофора, разрешающем жесте регулировщика и зеленом сигнале пешеходного светофора (высвечивается зелёный силуэт идущего человека).
При красном –запрещающем сигнале светофора, запрещающем жесте регулировщика и красном сигнале пешеходного светофора переходить улицу запрещается.
Желтый сигнал светофора предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение как водителям, так и пешеходам.
Пешеходы, которые не успели перейти дорогу, должны закончить переход или остановиться на островке безопасности.
Если движение не регулируется, пересекать проезжую часть надо особенно осторожно, убедившись, что вблизи нет движущихся транспортных средств.
На загородных дорогах люди ходят по обочинам. По обочине нужно идти навстречу едущим автомобилям. Часто при разъезде на узких дорогах автомобили выезжают на обочину. Двигаясь по обочине навстречу автомобилю, пешеход всегда его увидит и уступит дорогу. В темное время суток и при недостаточной видимости пешеход обязан использовать «фликер» (световозвращающий элемент), а передвигающиеся на велосипеде - жилеты повышенной видимости. Если рядом с дорогой имеется пешеходная дорожка, то идут только по ней. Вы знаете, что пешеходные дорожки отмечают знаком «Пешеходная дорожка».
Иногда бывает нужно перейти загородную дорогу, а пешеходного перехода нет. В этом случае надо выбрать место, где дорога хорошо просматривается в обе стороны на большое расстояние и где проезжающие автомобили видны издалека.
Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что на ней не видно приближающихся автомобилей.
Запрещается переходить дорогу около крутого поворота. Это очень, опасно, потому что из-за поворота может неожиданно выехать автомобиль или другое транспортное средство.
Нельзя пересекать дорогу около того места, где она круто уходит в гору и ли подымается в гору; можно из-за горы не заметить приближающего автомобиля. Автобус, троллейбус, трамвай ожидают только на посадочных площадках, а если их нет, то на тротуаре или обочине.
Нельзя устраивать игры и кататься на велосипедах детям моложе 14 лет на улицах и дорогах. Для этого отведены специальные площадки во дворах, парках и территориях учреждений образования.
Нарушая эти правила, Вы подвергаете себя большой опасности.