При проведении наблюдений, собеседований обращайте внимание на:
несправедливое отношение к обучающемуся со стороны родителей;
развод в семье учащегося (в течение первого года после потери);
потерю одного из членов семьи (в течение первого года после потери);
неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
одиночество;
недостаток внимания и заботы со стороны окружающих;
патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психологические травмы, зависимости);
соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости у несовершеннолетнего;
отверженность и непринятие;
учащихся с низкой успеваемостью в школе;
несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
несправедливые требования к учащемуся;
принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам;
страх наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок и др.;
детей, которые либо ранее совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи, близкого окружения;
учащихся, замеченных в употреблении алкоголя, наркотиков, отличающихся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
сверхкритичных к себе;
лиц, страдающих от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
жертв насилия;
несовершеннолетних, неудовлетворенных несоответствиями между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
страдающих от болезней или покинутых окружением;
беременных девочек;
одаренных подростков;
учащихся, имеющих тенденцию к самоповреждению (порезы, раны), демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);
находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие, семейное неблагополучие и др.);
имеющих признаки депрессивного расстройства.
Кроме того, на продукты учебной и другой деятельности учащихся (сочинения, стихи, рисунки, поделки и др.).
СОВЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, СТОЛКНУВШИХСЯ С ПОДРОСТКОМ,
ДЕМОНСТРИРУЮЩИМ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Если подросток, на ваш взгляд, находится в кризисном состоянии:
- Не отталкивайте его, если он решил поделиться с вами своими проблемами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к специалистам сами.
- Доверяйте своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у этого подростка, не игнорируйте предупреждающие знаки. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьёз. Подростки часто отрицают, что говорили всерьёз, пытаются высмеять вас за излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьёз.
- Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, вне зависимости от того, что он говорит.
- Внимательно слушайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, всё не так уж плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться.
- Покажите подростку, что вы намереваетесь поговорить о чувствах и не осуждаете его за эти чувства.
- Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к вам. Открытое обсуждение планов и проблем наоборот снимает тревожность.
- Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать.
- Не предлагайте простых решений типа «Тебе сейчас необходимо хорошо выспаться, утром ты почувствуете себя лучше».
- Постарайтесь установить, насколько серьезна угроза. Помните, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда завершаются попыткой покончить счеты с жизнью, на самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы. Попытайтесь узнать, разработан ли у него план действий. Конкретный план – знак действительной опасности.
- Дайте знать, что готовы ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы держать все в секрете, если какая-то информация может оказать влияние на его безопасность. Убедите подростка в том, что действительно есть человек, к которому можно обратиться за помощью.
- Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, помогите осмыслить, как управлять кризисной ситуацией, ненавязчиво предложите найти некое решение.
- Окажите помощь в поиске людей или места, которые бы снизили переживаемый стресс.
- Помогите подростку осмыслить, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно. Подчёркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он доверяет. Узнайте, кто ещё мог бы помочь в этой ситуации.
Утверждения ребенка о том, что кризис уже миновал, не должны ввести Вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв Вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Попытайтесь убедить ребенка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
На настроения, переживаемые человеком близким к самоубийству, трудно найти однозначную реакцию. Но ему может помочь возможность поговорить с кем-то, кто его будет по-настоящему слушать. Хорошо, если такой человек оказался рядом!