Школа – это социальный мир ребенка и маленькая модель общества. В школе ребенок апробирует и наблюдает различные модели поведения, вступает в коммуникации со сверстниками и взрослыми, разрешает конфликты. На основании получаемых мнений окружающих и собственных выводов, формирует представления о себе, складывается сложная самооценка. В школе ребенок учится организовывать и подчиняться, быть членом коллектива, соблюдать режимные требования и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение. Именно в школе у каждого ребенка чаще всего складывается уникальный стиль поведения, который он будет демонстрировать в обществе. Если он инициативен и самостоятелен в школе, уважает себя и окружающих, то вероятно и во взрослом возрасте будет демонстрировать те же качества.
В процессе обучения в школе ребенок неоднократно переживает сложные ситуации и кризисные периоды, входе преодоления которых он вырабатывает новые социальные навыки. Переход из начальной школы в среднюю – это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребенка, но и все его психические функции и состояния.
Поступление ребенка в пятый класс, переход от младшей к средней школе – ответственный и важный период в жизни каждого школьника. Это обусловлено изменением учебной и социальной ситуации, которая ставит перед учеником качественно новые задачи по сравнению с начальной школой. Поэтому обеспечение успешной адаптации ребенка к системе обучения в среднем звене способствует перспективности дальнейшего его личностного развития.
Памятка родителям пятиклассников
Уважаемый родитель!
1. Помните, от вашего эмоционального и декларируемого отношения к школе, к процессу учения во многом зависит эмоциональное благополучие вашего ребенка в школе, его желание учиться, дружить с одноклассниками, принимать своих учителей.
2. Не связывайте свою любовь к ребенку с успешностью в учебной деятельности. Ваши ожидания от его успехов в школе должны соответствовать его интеллектуальным и физиологическим возможностям.
3. Наблюдайте за ребенком, за эмоциональным состоянием, сном, соматическим состоянием.
4. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.
5. В случае изменения эмоционального фона ребенка, появления тревожности, замкнутости и т.п. обращайтесь к школьному психологу. Ваши наблюдения в семье помогут психологу более адресно составить направления коррекционной работы с Вашим ребенком.
6. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
7. Исходя из особенностей деятельности ребенка, вместе с ним составьте распорядок дня. Планируйте время на свободное общение со сверстниками, контролируйте пребывание ребенка в социальных сетях.
8. Помогайте ребенку первое время выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
9. Посещайте школьные мероприятия. Это важно для ребенка.